Кроссовый мотоцикл - Was ist das?


Наша техника, отзывы и т.п.

Кроссовый мотоцикл - Was ist das?

Сообщение hvr63 » 01 дек 2012, 20:10

Ликбез по кроссовым мотоциклам: особенности устройства и эксплуатации.
Последний раз редактировалось hvr63 09 дек 2012, 14:11, всего редактировалось 1 раз.
Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...
Спортивно-технический клуб "АКТИВ-МОТО" т. 8(916)680-26-12, 8(909)919-32-35
http://aktivmoto.narod.ru/
Аватар пользователя
hvr63

Сообщений: 238
Пользователи Информация
Возраст: 52
Откуда: Дубна МО
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:46

Re: Кроссовый мотоцыкл -Was ist das?

Сообщение hvr63 » 01 дек 2012, 20:30

Старо как мир - что лучше, 2-х или 4-х тактный кроссовый мотоцикл?
И так, поехали.
(перепечатка с сайта aktivmoto.narod.ru)
Выбираем кроссовый мотоцикл: 2-х или 4-х тактный?
Если перед вами встал вопрос выбора мотоцикла, и вы не знаете на скольких тактах остановиться, то можно сделать вывод: это ваш первый кроссовый мотоцикл и вам уже прилично лет (по спортивным меркам). Дело в том, что кроссом, как впрочем, и другими видами спорта, принято начинать заниматься как можно с более раннего возраста, для которого альтернативы тактности мотора не существует. Для маленьких детей все мотоциклы (до класса 85 см3) двухтактные. Дети, пройдя через классы 50 см3 и 65 см3, уже освоили азы техники управления, привыкли к высоким оборотам двухтактного мотора и к его низкому крутящему моменту на средних оборотах. Переход в класс 85 см3 на двухтактный мотоцикл (существуют 150 кубовые четырехтактные мотоциклы, едущие в классе 85 см3), закрепляет полученные навыки и готовит к переходу в класс 125 см3, в котором сейчас у нас в стране едут преимущественно на 250 4Т. Но пересаживание на 250 4Т или 125 2Т уже не вызывает никаких трудностей, так как основополагающие навыки уже получены и закреплены. Другое дело виликовозростный новичок. При выборе первого своего мотоцикла, новичков беспокоят, как правило, два вопроса: на каком мотоцикле легче ездить и хватит ли им мощности малокубатурного мотора. Эти вопросы связаны исключительно только с отсутствием навыков вождения. Без навыков вождения на любом мотоцикле ездить тяжело, а чтобы улететь хватит любого мотора кроссового мотоцикла. Чтобы облегчить задачу выбора, надо ответить для себя на несколько вопросов и выстроить алгоритм принятия решения.
Насколько серьезно вы собираетесь заниматься мотокроссом?
Если ответ такой: «начну, а там как пойдет», или «буду кататься вокруг дачи, на соревнования ездить не буду», тогда однозначно 4Т.
Если у вас серьезные амбиции, вы сразу нацеливаетесь на соревнования, думаете о занятиях с тренером, то тогда предпочтительнее 2Т 125 см3 (но только не 2Т 250 см3). На мотоцикле 125 см3 у вас есть шанс наверстать упущенное в детстве, научиться управлять мотоциклом и мотором в условиях дефицита крутящего момента. Мощности у такого мотоцикла на высоких оборотах с избытком. Но этой мощностью нужно научиться пользоваться, поддерживая обороты близкими к максимальным. И только когда вы начнете отчетливо осознавать, что вам не хватает в некоторых ситуациях крутящего момента, но при этом вы должны на равных ехать с мотоциклами 4Т, тогда можно задуматься о замене мотоцикла на 4Т. Это, скорее всего, даст вам прибавку в скорости, но не раньше. Если замена 2Т на 4Т будет продиктована желанием компенсировать слабые ездовые навыки, попыткой догнать уезжающие от вас в поворотах 4Т, то вы можете просто остановиться в своем развитие. Догнать вы их догоните, то только за чет прибавки крутящего момента, а не своих навыков. Для ориентира: на освоение 125 см3 уйдет минимум пару лет.
Как и где вы собираетесь обслуживать мотоцикл?
Если вы непревзойденный механик и не понаслышке знакомы с системами двигателя современного автомобиля, то обслуживание и ремонт 4Т двигателя не вызовет у вас затруднений. Если вы с техникой на «Вы» то стоит выбрать 2Т мотоцикл, мотор такого мотоцикла имеет в три раза меньше деталей и неприхотлив в эксплуатации. Если вы собираетесь поручить обслуживание мотоцикла профессиональным механикам, то тогда разницы, 2Т или 4Т, нет.
Какой ваш бюджет?
Несмотря на меньший ресурс поршневой, стоимость эксплуатации 2Т ниже, чем 4Т, в силу его простоты и меньшему количеству деталей, подверженных износу. Аварийная поломка деталей на 2Т влечет за собой меньше потерь, чем на 4Т.
Подведем итоги. Подведение итогов будет состоять в сравнительном описании обоих типов мотоциклов (сравнение одноклассников, а не кубатур). Каждый самостоятельно сможет поставить «+» и «-» тем качествам, которые он считает приоритетными для себя.
Крутящий момент. На 4Т выше. Это позволяет реже переключать передачи, не так экстремально проходить повороты, плавней разгоняться.
Максимальные обороты. На 2Т выше (есть исключения – КТМ 250SXF, максимальные обороты сравнимы со 2Т 125 см3). Это позволяет дольше разгоняться на одной передаче (по аналогии с дизельным и бензиновым двигателем автомобиля). Обратная сторона медали – узкий рабочий диапазон.
Максимальная мощность. На обоих типах примерно одинакова, но достигается на разном числе оборотов. Для всех начинающих и большинства средних гонщиков показатель мощности имеет мало значения, так как мало кто из них способен использовать хотя бы половину потенциала мотора.
Вес мотоцикла. 2Т на 10-15 килограммов легче 4Т (в зависимости от марки мотоцикла). Для новичка разница не существенная, но с ростом мастерства, вес все больше влияет на управляемость мотоцикла в полете и поворотах. Для гонщиков с маленьким весом это особенно актуально (момент инерции). К тому же у 2Т мотоциклов ниже центр тяжести и лучше развесовка.
Ресурс поршневой. У 4Т выше. Но трудоемкость замены и стоимость деталей тоже выше.
Ходовая. На сегодняшний день (2012 г) только КТМ в полной мере совершенствует ходовую обоих типов мотоциклов. Остальные производители или совсем прекратили выпускать 2Т или выпускаю старые модели. В старой ходовой есть свои плюсы и минусы. Минусы актуальны только профессионалам. А к плюсам отнесем конструкцию передних вилок, без новомодных систем, например картриджи с газовым подпором, которые надо еще изловчиться обслужить.
Удовольствие от езды (лирика, новички могут не читать). 2Т - ни с чем несравнимый звук двухтактного мотора (просто песня). Один только звук провоцирует на быструю, агрессивную езду (но только не по грязи). Велосипедный вес позволяет то, что на 4Т начинает напрягать.
Как вы, наверное, уже догадались, автор обзора ездит на 2Т. Не первый год. На 125 см3. В связи с этим обзор получился слегка предвзятым. Но как дела обстоят с сугубо личными впечатлениями? Хочется ли что-то изменить? Да. Напрягают песчаные трассы. На жестких, скоростных трассах 125-ка ведет себя безупречно, есть только желание поменять на 150 см3. Но на песке.… Как в анекдоте про пожарника: «… и коллектив хороший и зарплата устраивает, все хорошо, но как пожар, хоть увольняйся». Решение проблемы вроде бы лежит на поверхности: 250 см3 2Т. У такого мотоцикла вес – минимальный в классе, крутящий момент на средних оборотах уже адекватный, пик мощности уже не на 12000 об/мин, а в районе 8000, но именно мощность является сдерживающим аргументом. В отличие от его аналога в классе - 450 см3 4Т, у которого паровозная тяга почти во всем диапазоне оборотов, 250 2Т сохраняет недостатки двухтактных моторов – узкий рабочий диапазон. Из-за этого характеристика мощности получается взрывной. Такой мощностью надо уметь распорядиться. Пересаживаться со 125 на 250 нужно только когда все соки из 125-ки выжаты и реально не хватает мощности, но даже при таком раскладе 250-ка запросто может подловить. В общем, амбициозным новичкам (те, которые в серьезный спорт) начинать с 250 2Т противопоказано!
Подведем итоги. Однозначного ответа, кокой тип мотоцикла лучше, дать невозможно. Все индивидуально. Чаше всего новичок при покупке мотоцикла вынужден принимать решение в большой степени неопределенности. Но может и не нужно так сильно заморачиваться с выбором. Купить тот мотоцикл, качества которого более очевидны. Покататься какое-то время. Понять характер мотора (пробная кратковременная поездка ничего не даст). И если не подошло - продать и купить другой мотоцикл. Но учитывайте, что ликвидность 2Т мотоцикла ниже, чем 4Т.
Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...
Спортивно-технический клуб "АКТИВ-МОТО" т. 8(916)680-26-12, 8(909)919-32-35
http://aktivmoto.narod.ru/
Аватар пользователя
hvr63

Сообщений: 238
Пользователи Информация
Возраст: 52
Откуда: Дубна МО
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:46

Сообщение ФармацеVT » 04 дек 2012, 17:10

Спасибо за ликбез.
Мототоксикоз в стадии нестойкой ремиссии.
Аватар пользователя
ФармацеVT
FDMCC

Сообщений: 1050
Пользователи Информация
Откуда: Dubna
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 01:16

Re: Кроссовый мотоцыкл -Was ist das?

Сообщение hvr63 » 05 дек 2012, 22:55

Подвеска кроссового мотоцикла (часть I)
Передняя вилка
На современных кроссовых мотоциклах применяют телескопическую вилку так называемого «перевернутого» типа.
Тут сделаем небольшой экскурс в историю и разберемся, какая вилка является перевернутой. До широкомасштабного применения алюминиевых сплавов, вилки изготавливались целиком из стали, и получалось, что наружная труба весила, больше внутренней. Для снижения неподрессоренных масс, подвижной делали внутреннюю трубу (как на современных вилках). С применением алюминия для внешней трубы вилку перевернули. Связано это было, скорее всего, с тем, что алюминиевые сплавы еще не были столь прочны, чтобы применять их для неподвижной трубы. С совершенствованием сплавов алюминия и технологий, вилку опять перевернули. В общем: кручу верчу, запутать хочу.
Вилки также делятся на картриджные и бескартриджные (более ранних годов выпуска). Картриджная вилка устроена аналогично амортизаторной стойке передней подвески автомобиля, то есть роль амортизирующего элемента выполняет картридж, сама вилка, является направляющей системой. Картриджи в свою очередь бывают атмосферными и с газовым подпором (требуется заправка азотом). Бытующее мнение, что современную вилку можно накачивать воздухом неверно. Наоборот, при работе такой вилки возникает избыточное давление, которое необходимо периодически стравливать, иначе жесткость вилки увеличится.
Вилка имеет регулировки хода сжатия и отбоя. Регулировка осуществляется регулировочными винтами, расположенными в верхней и нижней части вилки. На некоторых вилках эти две регулировки выведены на один регулировочный винт и имеют взаимную зависимость. Также бывают вилки с регулировкой непосредственно на клапане (для регулировки вилку надо разобрать). В регулировку вилки также входит подбор вязкости масла и его объема. Если с вязкостью все понятно (меняем вязкость - меняется сопротивление сжатия/отбоя), то про объем поясню. Для компенсации объема вдвигаемого штока вилки, в ней должен быть определенный объем воздуха. Так вот подбирая объем этого воздуха, регулируют жесткость вилки на последней трети хода. Почему не на всем ходе? Потому, что рост давления сжимаемого воздуха не линейный, а имеет кубическую зависимость. Минимальный и максимальный объем жидкости указан в настройках мотоцикла, и его категорически нельзя превышать.
Последний раз редактировалось hvr63 11 дек 2012, 16:29, всего редактировалось 2 раз(а).
Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...
Спортивно-технический клуб "АКТИВ-МОТО" т. 8(916)680-26-12, 8(909)919-32-35
http://aktivmoto.narod.ru/
Аватар пользователя
hvr63

Сообщений: 238
Пользователи Информация
Возраст: 52
Откуда: Дубна МО
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:46

Re: Кроссовый мотоцикл -Was ist das?

Сообщение hvr63 » 07 дек 2012, 21:15

Подвеска кроссового мотоцикла (часть II)
Задняя подвеска
Кратка история эволюции задней подвески кроссового мотоцикла.
Изначально амортизаторов было два, и они располагались с обеих сторон задней вилки. Такая схема имела маленький ход подвески и линейную зависимость характеристики гашения колебаний. Развитие этой схемы шло в направлении изменения линейной зависимости гашения колебаний на прогрессивную. Самый простой способ был в применении пружин с прогрессивным шагом или составной. Также применялись амортизаторы с пневмопружиной. Такие амортизаторы имели хорошую прогрессивную характеристику.
Современная схема подвески построена на моноамортизаторе. Прогрессивную характеристику такой подвески обеспечивает система рычагов. Прогрессивность заключается в нелинейном изменении хода штока амортизатора относительно хода колеса. Существует и другая система. Ее применяет KTM и другие фирмы базирующиеся на комплектующих KTM. В этой системе прогрессивность обеспечивает сам амортизатор. Преимущества этой системы заключаются в меньшем весе и простоте обслуживания. Недостатки – в повышенной чувствительности к регулировкам (по мнению суперкроссменов). На данный момент в KTM отказались от такой схемы на кроссовых мотоциклах и оставили ее только на эндуро.
Амортизатор представляет собой однотрубную систему (без воздуха внутри) с газовым подпором. Давление газового подпора варьируется в пределах 10-16 bar. Газовый подпор нужен для предотвращения кавитации.
Амортизатор имеет регулировки хода сжатия и отбоя. На современных амортизаторах имеется еще и регулировка скоростного сжатия.
Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...
Спортивно-технический клуб "АКТИВ-МОТО" т. 8(916)680-26-12, 8(909)919-32-35
http://aktivmoto.narod.ru/
Аватар пользователя
hvr63

Сообщений: 238
Пользователи Информация
Возраст: 52
Откуда: Дубна МО
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:46

Re: Кроссовый мотоцикл - Was ist das?

Сообщение hvr63 » 11 дек 2012, 16:32

Подвеска кроссового мотоцикла (часть III)
Настройка подвески
Настройку подвески начинают с проверки: подходят ли установленные пружины под вес гонщика. Дело в том, что на заводе изначально устанавливают пружины под вес среднестатистического гонщика (80-85 кг). Методика следующая.
1) На установленном, на подставку мотоцикле измеряют: на передней вилке – расстояние, между каким ни будь элементом подвижной и неподвижной труб (например, осью колеса и траверсой); на задней подвески – расстояние между осью колеса и кромкой крыла по вертикале.
2) На стоящем, на земле мотоцикле повторяют замеры. Перед замерами нажимают несколько раз на подножку при зажатом переднем тормозе, чтобы подвеска заняла нейтральное положение. Нужно учитывать состояние подшипников задней подвески. Для этого нажимают несколько раз на заднюю часть мотоцикла и делают замер, затем поднимают и отпускают заднюю часть и опять замеряют, полученную разницу делят пополам.
3) На стоящий, на земле мотоцикл садится гонщик в полной экипировки и занимает среднее положение. Снова производятся замеры.
Далее производятся вычисления. От результатов первого замера отнимают результаты второго замера – это будет показатель статического проседания подвески. По передней вилке он должен быть в пределах 25 – 40 мм. По задней подвеске – 30 – 40 мм. Затем от результатов первого замера отнимают результаты третьего замера – это будет показатель динамического проседания подвески. По передней вилке он должен быть в пределах 80 мм. По задней подвеске – 100 мм (30% хода). Данные можно уточнить в технической документации на мотоцикл. Регулировку производят, изменяя преднатяг пружины амортизатора и, если есть, передней вилки. Если при нормальном показателе динамического проседания, статический меньше нормы, то пружины недостаточно жесткие и наоборот. Напомним: мотоцикл перед замерами должен быть полностью снаряжен (количество бензина – среднее для ваших предпочтений); перья передней вилки выдвинуты в номинал; уровень масла в передней вилке номинальный; амортизатор накачан.
Если у вас есть потребность изменить поворачиваемость мотоцикла (выдвигание перьев вилки над траверсами – увеличивает поворачиваемость, и наоборот), учтите, при этом измениться и баланс статического и динамического проседания подвески. Все регулировки проседания подвески нужно будет повторить.
Настройка сопротивления сжатия и отбоя. Если вы новичок и рядом нет специалиста, который может подсказать, то оставьте регулировки в номинальном положении. При этом будьте внимательны при определении правильных данных. Особенно, если вы приобрели не новый мотоцикл. На кроссовых мотоциклах производитель в каждом модельном году изменяет настройки подвески и данные различаются. Прежде чем приступить к регулировкам точно определите модельный год мотоцикла (он может не совпадать с годом выпуска). Если вы не знаете, что залито в переднюю вилку и амортизатор (на б/у мотоцикле), то поменяйте масло на рекомендованное производителем. При этом учитывайте, что действительная вязкость масла с одной и той же маркировкой у разных производителей немного отличается. Номинальные значения регулировок даны производителем под указанную в инструкции марку масла. Вносить изменения в настройки можно лишь тогда, когда вы начнете осознавать характер поведения мотоцикла на трассе. При внесении изменений придерживайтесь следующих общих правил: изменяйте регулировку не больше чем на один клик за раз; записывайте все изменения; если вы перестали осознавать что, получается, вернитесь к номинальным настройкам и начните все сначала. В данном обзоре мы не будем останавливаться на настройках под конкретные условия. Если вы новичок, то для вас это рано, если опытный гонщик, то наверняка уже обладаете достаточной информацией.
В заключение хотелось бы предупредить новичков: неправильные настройки подвески делают мотоцикл опасным!
Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...
Спортивно-технический клуб "АКТИВ-МОТО" т. 8(916)680-26-12, 8(909)919-32-35
http://aktivmoto.narod.ru/
Аватар пользователя
hvr63

Сообщений: 238
Пользователи Информация
Возраст: 52
Откуда: Дубна МО
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:46

Сообщение Q-kant » 03 май 2013, 18:17

Вооо, наконец я понял почему на эндуро сначала шел перевертыш, потом снова обычная, и опять перевертыш.
Аншаабдуль братья!
Аватар пользователя
Q-kant

Сообщений: 14
Пользователи Информация
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 21:58

Re: Кроссовый мотоцикл - Was ist das?

Сообщение Drakon » 05 фев 2014, 21:15

В некоторых мотоциклах в заднем маятниковом рычаге установлены сайлент-блоки. В каком положении их надо затягивать? Максимально продавив подвеску или на подножке или в каком-то среднем положении.
Drakon

Сообщений: 2
Пользователи Информация
Зарегистрирован: 09 дек 2013, 08:00

Re: Кроссовый мотоцикл - Was ist das?

Сообщение hvr63 » 05 фев 2014, 22:52

Лучше всего почитать инструкцию. Если такой возможности нет, то сайлентблок обычно устанавливают к середину его амплитуды колебания (снаряженная масса).
Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...
Спортивно-технический клуб "АКТИВ-МОТО" т. 8(916)680-26-12, 8(909)919-32-35
http://aktivmoto.narod.ru/
Аватар пользователя
hvr63

Сообщений: 238
Пользователи Информация
Возраст: 52
Откуда: Дубна МО
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 22:46

Re: Кроссовый мотоцикл - Was ist das?

Сообщение Drakon » 06 фев 2014, 11:16

Как в таком случае настраивать жесткость заднего амортизатора? Может быть с ослабленными сайлент-блоками?
Drakon

Сообщений: 2
Пользователи Информация
Зарегистрирован: 09 дек 2013, 08:00

След.

Вернуться в Наш гараж

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron